Главная      Статьи

Георгиевский архив № 3. стр. 162- 165.
Купрюшкин С.Н. Калистратов И.Г.

Авторская монограмма на Знаке отличия Военного Ордена.

     Как известно, самая значимая награда российского солдата Знак отличия Военного Ордена, позже Георгиевский крест была учреждена в 1807 г. Изготовленные вскоре кресты внешней простотой и выразительностью вполне соответствовали своему предназначению - быть наградой нижним чинам за выдающийся героизм на поле боя. Неослабевающий интерес современников к этому памятнику российской военной истории способствует всестороннему изучению всего, что с ним связано. Появившиеся в последние годы публикации добавили много интересных сведений, как о самой награде, так и о людях, её заслуживших.
     Однако остается ещё много неизученных или слабо освещенных сторон "георгиевской" темы. Даже на такой важный вопрос - "а кто, собственно, был автором эскиза Знака отличия, кто резал первый штамп?" - найти ответ не легко.
     Так же остается открытым вопрос о количестве и сменяемости "образцовых" штемпелей и маточников для производства такой, достаточно массовой продукции, как Знак отличия. Известно, что одной парой "рабочих" штемпелей в 19 веке можно было отчеканить около 10.000 монет и, по аналогии, крестов. То есть, на изготовление всех безстепенных (до 1856 г.) крестов нужно было бы 10 пар "рабочих" штемпелей, для чего вполне достаточно одного маточника. Хотя штамп аверса, сделанный еще в 1807 г., мог использоваться и после 1856 г. до более значительного износа.
     Важным для темы данной статьи является тот факт, что в 1878 г. было принято решение "восстановить" штемпели Знака отличия Военного Ордена, изношенные массовой чеканкой периода Русско-турецкой войны.
     Вот тут-то и начиняется самое интересное. Дело в том, что эта работа была поручена Аврааму Авенировичу Грилихесу, тогда еще начинающему резчику, сыну другого известного мастера Монетного двора Авенира Грилихеса. Грилихес - младший, только за два года до этого окончивший Академию художеств, с заданием справился блестяще. Он не только восстановил штемпели, но и привнес в сюжет противоборства Св.Георгия со змеем новые черты. В данном случае можно говорить не о слепом копировании и простом восстановлении штемпелей, а о совершенно новой художественной работе, которую он вынужден был выполнить в рамках строгого, устоявшегося канона.
     Как истинный художник, удовлетворенный своей работой и понимающий, что он создал фактически новый образ, Авраам Авенирович поместил на медальоне авторскую монограмму - ААГ, ставшую в последствии известной по другим его работам. Если внимательно при десятикратном увеличении рассмотреть медальон с изображением всадника, то в левой нижней части, под копытами вздыбленной лошади, можно увидеть три трудно распознаваемых знака. Просмотр нескольких крестов отличной сохранности позволил установить, что эти знаки не что иное, как монограмма ААГ. Надо полагать, начинающим художникам не принято было так делать, по крайней мере, открыто, поэтому буквы настолько мелкие, что не вооруженным глазом не видны, или, в лучшем случае, их можно принять за такой элемент композиции, как земля или трава.

     Из-за их микроскопичности даже незначительный дефект при штамповке или поздняя потертость делает их практически нечитаемыми. Каким образом буквы могли появиться на медальоне? В этой связи нужно знать, что понималось под термином "восстановление" штемпелей, в чем конкретно заключалась работа Авраама Грилихеса. Здесь может быть две версии:
     1. Проработка деталей старых "образцовых" штемпелей, или, скорее всего, старого маточника.
Аргументы за: все детали композиции стали менее массивными (круп лошади, туловище змея и т.д.), поле медальона углублено.
     2. Изготовление нового "образцового" маточника и комплекта штемпелей.
Аргументы за: оперение на шлеме всадника несколько другой формы, кончик хвоста змея извивается совершенно по-другому, изменившееся соотношение положения голов всадника и лошади по сравнению с предыдущим штампом.
     В обоих случаях у Грилихеса была возможность поставить свою монограмму. В первом - углубить поле медальона, сняв слой металла на маточнике, во втором - просто вырезать ее на вновь изготовленном штемпеле. Надо отметить, что аргументы за ту и другую версию достаточно условны.
     Сравнивая более ранние медальоны с теми, на которых есть монограмма ААГ, видно, что вторые смотрятся более тонкими и изящными. Изображения всадника, коня и змея у Грилихеса легки и динамичны. Мастер убрал из композиции землю, на которую опирался задними копытами конь в предыдущем варианте штампа. У Грилихеса конь как бы парит в воздухе, добавляя сюжету еще большую динамику.
     Можно, конечно, предположить, что штамп ААГ появился значительно позднее 1878г. Аргументы против: копирование и восстановление изношенных штемпелей поручалось, в основном, молодым резчикам, чтобы они на этой работе набивали руку и перенимали опыт старых мастеров, Авраам Грилихес, обладая творческими способностями, быстро добился профессионального успеха и в конце 19 века вряд ли бы стал заниматься рутинной и относительно несложной работой.
     Остановимся еще на одном любопытном моменте, а именно, монограмма ААГ отсутствует на крестах 4-й и 3-й степени, врученных до Русско-японской войны. Дело, видимо, в том, что запаса крестов, изготовленных прежними анонимными штемпелями, хватило до начала этой войны, в том числе и на поход в Китай. Для крестов 4-й степени смена штампа произошла где-то на рубеже номеров 91.000 - 92.000. Первые награждения Знаками отличия, изготовленными новыми штемпелями с монограммой ААГ, которые Авраам Грилихес подготовил еще в 1878г, начались только в начале японской кампании. Следовательно, около четверти века относительно мирного для России времени эти штемпели, или кресты ими отчеканенные, не были востребованы.
     Зато в последующие годы, вплоть до 1916- 1917гг., штамп аверса Знака отличия - Георгиевского креста, вероятно, не менялся. Об этом говорит тот факт, что буквы монограммы просматриваются вплоть до миллионного номера. Однако, из-за большого тиража крестов периода Мировой войны, а, следовательно, и частой доработки изнашивающихся штемпелей, буквы ААГ, хорошо видимые на "японских" крестах, на более поздних уже трудно различить. В завершении можно привести интересную аналогию. На серебряных банковых монетах, чеканившихся с 1886 по 1915 год, при большом увеличение можно разглядеть под задней ногой коня святого Георгия на российском гербе еще более мелкую монограмму. Буквы на ней - АГ, и делал этот штамп в 1886г. ни кто иной, как отец нашего героя, Грилихес-старший. Кто из них кого научил этой тайнописи, сейчас уже не узнать, но интересен сам факт наличия авторской монограммы, долгое время остававшийся вне поля зрения исследователей.


     Использованная литература:
Я. В. Адрианов "Русские монеты 1700 - 2000 годов" Пермь 2001 г.
В.В. Узденников "Монеты России 1700 -1917" Москва 1992 г.
Е.С. Щукина "Два века русской медали" Москва 2000 г.